Как выбрать поход по Интернету

Если вы решили пойти в поход, и выбираете маршрут по интернету, эта информация для вас. Подробно рассмотрим, на что следует обращать внимание при выборе похода.

Выбираем район похода

Для одно-двухдневных выходов подойдут ближайшие с местом проживания горно-лесные районы.
В первое многодневное путешествие хорошо отправиться в горный Крым либо в Краснодарский край.
В Крыму сравнительно простые горы, хорошо развита дорожная сеть, и многие маршруты прекрасно дополняются морем, что дает возможность “отдыха от отдыха”. И это правильно. Как ваш организм отреагирует на походную нагрузку, можно узнать только сходив в поход. И лучше, пусть это будет доступный регион, не тайга и не высокогорье. Поэтому рассмотрим выбор первого многодневного похода на примере Крыма.

Выбираем маршрут


Маршрутов походов по Крыму множество, любой сложности. Однако, есть нюансы.
Во-первых, нужно внимательно читать описание и во-вторых, тут же смотреть карту. На не крымских туристических сайтах часто встречаются странные маршруты. Например, не логичные переходы. Иногда за 1 день планируется пройти всего 5 км, причем по равнине, что проходится примерно за 2 часа ходьбы. В другой день в плане стоит… 25 км по крутым горам. Что заведомо трудновыполнимо.
Вторая странность – смешивание географических названий. Читаем: “мы спускаемся в урочище Хапхал, в котором расположены водопады Джур-Джур и Джурла”. Но эти два водопада находятся на разных реках и на расстоянии 9 км друг от друга и нескольких часов ходу!
Конечно, с ходу понять и разобраться в непонятных названиях не просто. Итак, смотрим карту.
По возможности, выбираем маршруты местных фирм, либо местных инструкторов, кто постоянно живет в этом регионе.
Если в картах вы сильны только в игральных либо в банковских, читаем дальше.

Нагрузка – расчет на обычных людей или на спортсменов?

Некоторые сайты предлагают новичкам отправиться в горы, указывая в описании, что маршрут составлен для новичков. И для путешествия достаточно “просто уметь ходить”.
На деле может оказаться, что маршрут скопирован со спортивного категорийного похода первой или даже второй категории сложности.
Конечно, новичку будет слишком сложно в таком походе. Просто уметь ходить тут явно недостаточно. Обычно такие маршруты прокладывают не местные, но иногда и крымские планировщики маршрутов подвержены этой болезни. Нарушается постулат о равномерной и постепенной нагрузке. Планируют в первый походный день подняться по крутым тропам, набрав 700-1000 метров по вертикали. Минимальный ущерб – усталость и мышечные боли, максимальный – травма. Не случайно с таких маршрутов часто сходят в первый или во второй день. Это относится к маршрутам, где в первый день запланирован подъем на Ай-Петри по Таракташской тропе, на Верхнее плато Чатыр-Дага, с морского побережья на Караби-яйлу и другие.
Смотрим ежедневный километраж и набор высот.
Иногда заявленный километраж маршрута не совпадает с реальным. Автор статьи лично проходил с GPS навигатором заявленный на сайте 60-ти километровый маршрут “для новичков” реальной длинной в 95 км и соответственно, ежедневными переходами по 18-25 км вместо озвученных в описании похода 10-12 км.

Смотрим отзывы, читаем отчеты о походах

Отзывы реальных участников походов должны быть на сайте. И не одна-две строчки, как комментарии в интернет магазинах. Читая отзывы – часто можно найти интересные подробности, вроде таких: “наш инструктор  не знал, сколько спускаться к реке, а останавливаться на полпути не хотелось… поэтому мы прошли 15 км туда и еще 15 обратно в гору к палаткам. Фонарей мы конечно не взяли, поэтому вернулись наощупь в час ночи”.
Отчет должен быть подписан не псевдонимом, а с именем и фамилией.
Хорошо, если прямо в описании похода есть ссылка на отчет по данному маршруту. Если вы видите на сайте много походов и мало отчетов, скорее всего это сайт посредника. Или совсем молодой проект. Или… после похода отчет составлять уже некому.
С ресурса-посредника туриста перенаправляют на другой сайт или к реальному инструктору, который и поведет данный поход. Сейчас есть раскрученные сайты на первых страницах поисковиков, авторы которых сами никогда не были в горах (бывает и такое!). Сайт продвинули в первые строки специалисты SEO, но согласитесь, этим ведь тоже надо заниматься!  Так мы подошли к позиции сайта в поисковиках.

Рейтинг сайта и уровень цен

Специалисты продвижения в интернете способны вывести практически любой сайт на первые позиции. Вопрос в цене. Но кто платит за это? – конечный потребитель. Выше рейтинг у сайта – выше цены. Аналогия прослеживается на многих товарах и услугах, не только в туризме. Вы это прекрасно знаете. Лидеры интернет рейтинга ставят самые высокие цены, ведь к ним попадает 80% людей. Отойдя на 1 или на 2  страницы вглубь можно найти более приемлемые цены. А зачастую и лучший сервис.
Поэтому возвращаемся к предыдущему пункту – читаем отчеты.

Всё включено?

Это важный момент выбора. Бывает, что цена очень привлекательна, чем данный сайт выделяется из аналогичных предложений. Подвох кроется в перечне услуг. Внимательно читаем, что входит в указанную цену.  Как правило, это услуги инструктора, питание и походный котелок. Все. В редких исключениях еще могут включать транспорт от точки сбора к месту старта.
Однако есть скрытые расходы, о которых умалчивают, дабы предложение выглядело конкурентным.
Еще бывает демпинг. Какой-нибудь студент готов провести группу за 3 копейки. Соответственно, внешне цена конкурентна, но есть нюанс.

Скрытые платежи

Маркетинг такой маркетинг!
Как может один и тот же маршрут различаться в цене в 2 раза? Очень просто.
Вот что вам не озвучивают:
1) Проезд от жд или автовокзала и обратно. Лес и горы не начинаются и не заканчиваются у вокзала, до точки старта еще нужно добраться. Как и вернуться из точки финиша. Хорошо, если это разумная сумма на пригородной электричке или автобусе.
А если ехать от точки сбора до старта 500-1000 км с 1-2 пересадками и лучше подъехать заказным транспортом? Такой вариант часто оправдан, поскольку сэкономит вам до 1-2-х дней!

2) Оплата ночевок. Некоторые стоянки платные, либо с платными услугами – тот же душ, дрова, баня, пользование беседками, навесами. Если останавливаетесь в таких местах, то конечно, лучше за небольшую плату добавить комфорта своему путешествию. Но вы уже спрятали кошелек поглубже и настроились на отдых, а тут каждый день приходится доставать и тратить деньги, причем желательно мелкими купюрами.

3) Входные билеты на платные достопримечательности. Под эту категорию попадают некоторые природные объекты: в Крыму, например, есть оборудованные пещеры, музеи, аттракционы типа тарзанки, подвесного моста, катания на лошадях. Представьте: вас привели ко входу в пещеру и тут вы узнаете, что посещение по желанию и цена вопроса 500-600 рублей, на которые вы не рассчитывали.
В Черногории на маршруте есть рафтинг, каньонинг, сплав на катамаранах и тому подобные развлечения, стоящие 5-7 тысяч рублей. Вы бы может быть и разнообразили поход, если бы знали заранее о таких нюансах.

В итоге заявленная на сайте привлекательная цена по ходу маршрута путешествия увеличиваться в два, а то и в три раза! Зависит от количества таких объектов на маршруте.
Оставляет осадок такой маркетинг? У меня бы оставил.

Важны ли даты и опыт?

Пример: в расписании маршрутов на сайте стоит много походов на одни и те же даты.  Допустим, 30 походов в мае и всего 10 в июне. Задайте себе всего 2 вопроса. Первый: Куда деваются в июне те 20 гидов, которые ведут группы в мае? И второй: из кого этих гидов набирают?
Правильно, в отпуск они не уходят! Открою тайну: они возвращаются за парты, так как чаще всего это студенты. А какой походный опыт у 19-ти летнего студента-инструктора? Согласитесь, опыт недостаточный.

Супермаркеты походов

Обращайте внимание в отчетах и на количество участников в группах.
Так называемые супермаркеты походов, предлагающие отправиться в 100500 разных направлений по всему миру часто набирают большие группы по 25-35 человек.
Секрет в том, что если не набралась группа на одно направление, например, в Армению вам могут предложить отправиться с другой группой в соседнюю Грузию. И не только вам. А еще 20-ти участникам других недонабранных групп.
Комфортно вам будет в такой толпе? Сможет ли инструктор уделить внимание каждому участнику? Вовремя проконтролировать прохождение опасных участков, оказать поддержку, помочь?
Насколько мобильна будет такая группа?
Уважающие своих клиентов клубы ставят ограничение на 12-15 человек в группе.

И еще парочка рекомендаций.
Выбирая поход по интернету, не принимайте поспешных решений. Поинтересуйтесь у друзей и знакомых, кто уже был в таком походе. Задайте вопрос участникам, оставившим отзывы, если есть на них ссылки в соцсетях.
Зайдите в группу турклуба-организатора ВКонтакте, на Фейсбуке. Почитайте отзывы, посмотрите фотоконтент и комментарии к фото.
Прислушайтесь к себе – хотели бы вы быть на этих фото? И если да, то оставили бы положительный отзыв о походе?
Уделите выбору чуть больше времени. Тогда шансов на замечательный отдых в прекрасной компании будет больше.
Хорошего выбора, приятного отдыха и до встречи на тропе!

Петр Тагинцев для сайта  ipetri.ru