Дело было в весеннем Крыму. Тепло, скорее даже жарко.
Первый день вело путешествия был легким, потому что по асфальту )).
Всего 20 км приятного педалирования – и мы гуляем по Арабатской крепости, любуемся маками и купаемся на песчаном 110-километровом пляже.
Поехали в степь!
Фотографировать на ходу не так просто! И вообще-то опасно.
Да и отвлекаешься постоянно на красоту под колесами:
В итоге наши труды вознаграждаются морем!
В степи всюду жизнь, особенно под ногами.
В селе Каменка жители не копают огородов, главное – цветы! ))
Хозяин выращивал дыни, а рос исключительно мак.
Говорят, что из подвалов некоторых домов можно попасть прямо в лабиринты катакомб. Охотно верю!
Стоит разок спуститься под землю на 20 минут, и выходишь через пару часов – настолько там интересно и многовариантно.
Коридоры разбегаются во все стороны, на стенах надписи и рисунки…
Мы подоспели во-время – как раз пошел дождь и нам было где укрыться.
Высокие потолки, обширные помещения – тут можно жить.
Вход в катакомбы так просто не найти. Воронок тут много, но не в каждой есть продолжение.
Надо точно знать, куда заходить – подземные коридоры тянутся на многие километры. А на поверхности не сильно и заметны. Несколько раз встретились граффити с датами 1951, 1947 годов, но есть и старые рисунки – ведь из этих каменоломен добывали блоки для строительства Арабатской крепости. По ее имени, собственно и назвали Арабатскую стрелку (от арабского «рабат» — «воинский пост»). Турки, захватившие Крым в 1475 году, построили несколько крепостей.
Турецкий путешественник Эвлия Челеби, побывавший в Крыму примерно через 100 лет, рассказывает: «В месте равнинном, травой и тюльпанами поросшем возвел ее Мехмед Гирей-хан. Построил он ее по той причине, что как-то раз несколько невольников казацких, пользуясь удобным случаем, переплыли с этого мыса море Азовское. Оттуда они до татар калмыцких добрались». Впоследствии послужила крепость и туркам и русской армии. А еще на этих руинах снимали кадры фильма “Служили два товарища” с Владимиром Высоцким.
Дальше наш путь лежал на современные руины крымской атомной станции.
Почти готовая АЭС была заброшена после аварии на Чернобыльской АЭС (готовность первого энергоблока — 80 %, второго — 18 %). Строительство Крымской АЭС, так и не введенной в эксплуатацию, было задумано в 1968 г. В 1989 г. строительство было решено остановить, примерно за полгода до финиша. Боялись повторения катастрофы в Чернобыле, плюс распад СССР, мнение экологов и множество других факторов остановили строительство навсегда.
Последние 7 лет станцию демонтируют, добывая металл. Побывать там интересно любителям атомной энергетики, для простых смертных это опасные бетонные руины. Поэтому берем чемоданы и идем домой! ))
Вокруг много маслин и… нефти. Во как! Качают и бурят новые и новые скважины.
А наш путь лежит через городок Щелкино, на полуостров Казантип.
На Казантипе красиво, это заповедник, но… там тоже добывают нефть. У меня эта хозяйственная деятельность в самом сердце заповедника никак не укладывается в голове. Как в анекдоте про Березовского в бане: “Борис Абрамович, вы или крестик снимите, или трусы наденьте.”
Хитрые чиновники центральную котловину сделали не заповедной, а холмы, кругом опоясывающие полуостров – заповедными. Такие вот заповедные казусы. Ходить нельзя, а купив билет можно. Ну, или если нефти накачать – тоже норм.
Дорогу к вышкам вымостили бетонным мусором от атомной станции. Креативненько!
Круговорот бетона в природе.
Но все эти корявые несуразности меркнут перед красотой Казантипа.
Сейчас там много цветов, птиц и невероятно теплое море.
Все 6 дней путешествия птицы летели вдоль берега с завидным постоянством. И все время в одну сторону.
А мы ехали в сторону Керчи по бескрайним просторам ковыльных степей.
Когда дорога спускалась вниз, к очередному пляжу, мы летели не хуже птиц.
Вот, Анатолий, например, даже водные преграды перелетал! ))
На фото зафиксирован момент приземления:
Примета: если дорога вверх, то велосипеды превращаются в непослушных осликов. Их, упрямых, приходится толкать.
В такие моменты скорость приближалась к улиточьей. Кстати, улиток было не просто много, их там тысячи!
Взбираясь на очередной холм, праздновали победу.
В этом походе я протестировал чудо-печку, которая работает на дровах, а воздух нагнетается вентилятором. Просто бомба! Малышка способна закипятить до 3-х литров воды!
В одном месте было сильное искушение встать на асфальт и домчать сразу до Керчи. Но это не наш метод – гордо сказали мы… и на следующий день, когда пошел дождь, горько раскаялись. Толкать велосипеды по раскисшей глине – еще то удовольствие. ))
Вечером дождливого дня наши кони выглядели плохо. И это уже после умывания! ))
Чувствовали мы себя примерно так:
Поэтому пришлось устроить лошадкам мойку.
Кроме этого в районе недостроенной АЭС есть солнечная станция и ветро-электро-станция. Помешались на энергетике ))
Часть пути шла по лесным дорогам – и это были очень красивые участки пути.
Еще несколько видов для тех гурманов, кто досмотрел до этого места ))
Велопоход – это oочень романтично. Несмотря на чисто мужской состав группы. ))
Спасибо участникам!
Ваш инструктор Петр Тагинцев.
2 комментария